А.Шамес (a_r_on) wrote,
А.Шамес
a_r_on

Необходимое дополнение к статье Давида Шехтера. Часть 2.

Альберт Шамес mail : felixsh1@zahav.net.il

Необходимое  дополнение  к  интересной  статье   Давида  Шехтера   Часть 2 .

«Лидеры палестинских арабов выступали резко против еврейской иммиграции и создания в стране «национального дома для еврейского народа», считая и англичан, и евреев «кре-стоносцами ХХ века», коих необходимо как можно быстрее изгнать с арабского Ближнего Востока. Надежды некоторых еврейских лидеров (Х. Вейцмана, М. Шарета и др.) на дос-тижение договоренности с арабскими националистами о мирном сосуществовании - не оправдались».

Еще в мае 1919 г. глава военной разведки британских войск в Каире бригадный генерал Г. Клайтон, изначально выступавший против «Декларации Бальфура» [Sachar 1970: 221], предупреждал вышестоящие инстанции о том, что строгое ее соблюдение может вызвать сопротивление палестинских арабов британским властям. По его словам, «палестинским арабам нужна эта территория, и они будут изо всех сил сопротивляться еврейской имми-грации всеми доступными им методами, включая акты насилия»

( Но  какая   территория  - мусульманам   не  нужна?  И  кто (кроме  Израиля),  это  может  лучше  знать,  чем  Лондон,  Париж  или  Берлин?  Г.Клайтан  предвидел  опасность,  но  не  догадался  подсказать,  что  это  зло  надо  уничтожить  в  зародыше,  а  не  за  счет  ин-тересов,  лишенных   Родины,  иудеев! – А.Ш.)

«Уже в конце февраля 1920 г. в городах и некоторых селах страны была проведена серия антиеврейских и антибританских демонстраций, в ходе которых палестинские арабы при-ветствовали объявленную коронацию Фейсала, как будущего короля объединенной Сирии (включавшей, с   их  точки зрения, и Палестину). В Иерусалиме беспорядки начались 4 апреля, после прибытия в город мусульманских паломников из Хеврона. В ходе беспоряд-ков, продолжавшихся до 6 апреля, были убиты 5 евреев и около 200 ранены.

Британским властям было заранее известно о готовящихся беспорядках, однако никаких мер по их предупреждению принято не было. Более того, именно накануне мусульман-ских религиозных торжеств английские войска были выведены из Иерусалима. По утвер-ждению руководителя политического отдела британских оккупационных войск Р. Мей-нерцхагена (1878–1967), глава британского штаба даже советовал арабам устроить в горо-де антиеврейские беспорядки, и вывод войск призван был облегчить им эту задачу».

«Известный историк Н. Роуз писал о тех событиях: «В [британской] прессе, парламенте и правительстве развернулась антисионистская кампания, сдобренная хорошей дозой анти-семитизма. Ричард Мейнерцхаген отмечал явную “юдофобию”, исходившую из Мини-стерства по делам колоний, У. Черчилль признавался лидеру сионистов Х. Вейцману, что девять десятых британских чиновников в Палестине — антисионисты» [Роуз 2003: 201]».

«Новые столкновения на националистической почве произошли год спустя. 1 мая 1921 г. Арабы напали на евреев, проживавших в городе Яффо. На следующий день погромы пе-рекинулись на ближайшие населенные пункты, охватив в течение нескольких дней Петах-Тикву, Хадеру и Реховот. Два небольших района Петах-Тиквы — Кфар-Саба и Эйн-Хай — были оставлены местными жителями и разрушены до основания. (В ходе беспорядков погибли 47 евреев 146 ранены). Только вмешательство армии (довольно запоздалое) по-зволило остановить кровопролитие».

«На смену военной администрации в Палестине пришло гражданское правление. Место военных, симпатизировавших преимущественно арабам, занял Верховный комиссар Г. Сэмюэл (1870–1963), еврей по происхождению, который, по мнению арабов (не лишенно-му оснований), поддерживал цели сионистов. За время пребывания Сэмюэла на посту Верховного комиссара численность еврейского населения в стране удвоилась — с 55 тыс. в 1919 г. до 108 тыс. в 1925 г. Были созданы более 50 новых еврейских населенных пунк-тов (с апреля 1920 г. по май 1921 г. в Палестину прибыли более 10 тыс. евреев, которые приобрели тысячи дунамов земли [см. подробнее: Mossek 1978]). Сионистская организа-ция получила официальное признание, были образованы органы местного самоуправле-ния и основан Верховный раввинат. Иврит стал одним из трех официальных языков Пале-стины/Эрец-Исраэль.

Однако, как бы Сэмюэл не относился к еврейскому национальному движению, он оста-вался официальным представителем британских властей, которые ставили превыше всего необходимость соблюдения спокойствия и правопорядка на подмандатной территории. Стремясь предотвратить беспорядки в будущем, англичане пошли на корректировку своей политики в Палестине.14 мая 1921 г. Сэмюэл объявил о временном прекращении приема репатриантов, что отвечало одному из основных требований арабского населения Пале-стины. На протесты евреев он отвечал, что репатриация будет возобновлена только после воцарения спокойствия в регионе».

(С  тех  пор  прошло  восемьдесят  лет,  а  ситуация, по  прежнему,  не  знает  покоя.  Зна-чит,  пора  уже  понять,  что  политика  уступок,  заведомо,  агрессивной  стороне,  приво-дит  только  к  новым, неоправданным  жертвам!  - А.Ш.)

«В июне 1922 г.   была  опубликована  «Белая книга» Черчилля»,  то  есть   отчет о поли-тических мероприятиях британских властей в Палестине. В этом документе У. Черчилль  утверждал, что «Декларация Бальфура» предусматривает «не провозглашение всей Пале-стины еврейским национальным очагом, а создание такого очага на территории Палести-ны». Цель «Белой книги Черчилля» заключалась в том, чтобы развеять опасения арабов относительно роли Сионистской организации в управлении страной.

Черчилль пытался убедить арабское население в том, что сфера деятельности Сионист-ской организации (в будущем — Еврейского агентства) ограничивается еврейской общи-ной, и что статья 4 Постановления о мандатном правлении «не предоставляет ей права принимать какое бы то ни было участие в правительстве Палестины». При этом в «Белой книге Черчилля» исключалась любая возможность трактовки понятия «национальный дом» как «еврейское государство».

( И  в  то  же  время (в1920–1930-е годы), арабы с помощью насилия добились значитель-ных успехов в политической сфере, но так и не смогли выработать конструктивную пози-цию.  Отвергая, раз за разом предложения англичан, арабские националисты требовали создания своего национального государства на всей территории Палестины. Сионистские организации, напротив, хотя и с оговорками, принимали новую политику англичан, наде-ясь добиться, для себя, максимум  от  возможного. – А.Ш.)

Tags: Блог Альберта Шамеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments