А.Шамес (a_r_on) wrote,
А.Шамес
a_r_on

Прочел не отрываясь! Часть 2.

Прочел не отрываясь! Часть 2.

Особенно велико было число студентов евреев в начальный период восстановления народного хозяйства. В этот период националистические тенденции советского руководства ещё не проявлялись, и жаждущие знаний и самоутверждения еврейские юноши и девушки двинулись в учебные заведения Союза. В1928-29 учебном году студенты ВУЗов евреи составляли 14,4%, в то время как общий процент еврейского населения в СССР был менее 2%. В последующие годы этот процент снижался, хотя абсолютное число еврейских студентов неуклонно росло. Расхожий тезис антисемитов о том, что евреи умеют устраиваться и хитростью пролезают в ВУЗы для получения тёплых мест - совершенно не отражает действительность. Евреи шли в образование с большей интенсивностью, чем другие городские жители Союза. Тяга евреев к получению образования проявлялась во всех странах.

Стремление к получению высшего образования характерно для народов промышленно развитых стран в 20-м веке и является результатом успеха наук. Это помогает способной молодёжи занять хорошее положение в обществе. В этих странах, обычно, примерно одна треть молодых людей стремится получить высшее образование. Среди еврейской же молодёжи СССР после революции эта цифра составляла 70 - 80%. Но и получив образование, они не отсиживались на "теплых местах". В российской науке ощущался дефицит как теоретиков, так практиков. Многие из них активно участвовали в развитии промышленности Сибири и Крайнего севера, работая в тяжелейших условиях нехватки оборудования и иностранной научной и технической литературы.

Известна высокая активность учёных евреев в открытии и разработке полезных ископаемых на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Одним из крупнейших учёных в этой области был академик А.Е. Ферсман. С его именем связаны также работы по освоению в военное время новых месторождений стратегического сырья для перебазировавшейся на Восток военной промышленности. Геологам евреям принадлежит честь открытия многих месторождений полезных ископаемых, ставших основой развития промышленности страны. Так на Урале при активном участии геологов Л. С. Шульц и В.А. Ривкиной было разведано месторождение бокситов. Там же геологами И.М. Гинзбургом, Б.И. Коганом, Я.Д. Готманом и Куплетским было открыто месторождение вольфрамовой руды. В разведке и освоении золоторудных месторождений на Колыме активное участие принимал И.Е. Драбкин. Успешные работы по прогнозированию и месторождений никелевых руд провёл И.И. Гинзбург. Месторождения никелевых руд открыли геологи М.И. Рохлин и Ф.К. Рабинович. В Хабаровском крае месторождение полиметаллических руд обнаружил М.И. Ициксон.

Имевшие огромное стратегическое значение работы по добыче и переработке урановых руд проводились при активном участии В.И. Глебовой ( урождённой Шмулевич), Г.Е. Каплана, Е.С. Букера. В разработке рекомендаций по интенсификации добычи нефти в районе Эмбы (Казахстан) активно участвовал М.А. Капелюшников. Фосфорные руды в районе хребта Кара-Тау (Средняя Азия) исследовал геолог Б.М. Гиммельфарб. Множество евреев участвовали и в других геологических экспедициях внеся этим большой вклад в развитие СССР и победу над фашизмом. Аналогичная тенденция роста еврейской активности после революции была и среди научных работников научно-исследовательских учреждений.

Российская сфера точных наук при царском режиме значительно отставала по своему уровню от науки в передовых странах Европы и Америки. Отдельные выдающиеся учёные не определяли её общего уровня. Тем более впечатляющим выглядит расцвет точных наук, произошедший за короткое время после революции. Это произошло во многом потому, что большевики понимали - без развития науки они не в состоянии удержать власть.   Ликвидация безграмотности и доступное образование - это одно из немногих, действительно больших достижений большевистского режима. Правда, и здесь большевики нанесли российской науке огромный вред из-за эмиграции ряда крупных учёных и деятелей культуры.

Евреи после окончания ВУЗов в советское время встали во главе многих важнейших научных организаций страны. Среди академиков их было в 50-х годах 8,5%, среди членов-корреспондентов - 15%. Это не могло не вызвать неудовольствие среди группы известных русских профессоров особенно столичных университетов. Недовольство их доходило до сведения ЦК. Если во время Великой Отечественной войны такое положение приходилось терпеть, то после победы Сталин пошёл на резкое изменение положения.

В октябре 1946 года был проведён анализ национального состава кадров ряда научных институтов. В ведущих академических институтах страны - органической химии, физической химии, химической физики, физических проблем, физическом, механики, радиевом, Ленинградском физико-техническом, географическом более половины ведущих научных сотрудников были евреями. Эти результаты характерны для всех институтов АН СССР гуманитарного профиля. В послевоенный период под видом аттестации было проведено большое сокращение евреев, занимавших руководящие посты. Численно это выразилось следующим образом: Заведующие отделами по различным ведущим отделениям точных наук: химических наук до "аттестации" - 33%, после "аттестации" - 16,2%; по отделению физико-математических наук до "аттестации" - 27,5%, после "аттестации" - 21,7%, по отделению технических наук до "аттестации" - 25%, после "аттестации" - 18%.

Главные направления развития физической науки в СССР в конце 20-х, начале 30-х годов определялись, в основном, несколькими научными школами: школой академика В.И. Вернадского на базе Радиевого института, школой академика А.Ф. Иоффе на базе Физтеха, школой академиков С.И. Вавилова и Л.И. Мандельштама на базе Физического института Академии наук (ФИАНа) и школой академика П.Л. Капицы на базе Института физических проблем. Кроме этих школ имелись, конечно, ряд научных школ, руководимых крупными учёными на базе ведущих университетов: Московского, Ленинградского, Харьковского и некоторых других.

В области физических наук в первое время лидирующей оказалась ленинградская школа физиков, воспитанников академика А.Ф. Иоффе. В её недрах выросли, наряду с плеядой первоклассных русских учёных выросли и такие крупнейшие учёные евреи как: Я.С. Френкель, Г.А. Гринберг, Я.И. Лойцянский, А.И. Лурье, Д.И. Франк-Каменецкий, С.Э. Шпольский, Ю.Б. Харитон, Г.И. Будкер, братья Алихановы и многие другие. Много талантливых учёных физиков с мировыми именами составляли московскую школу физиков среди них лауреат Нобелевской премии академик Л.Д. Ландау, академики Я.Г. Дорфман, Е.М. Лифшиц, И.М. Лифшиц, Л.П. Питаевский, И. К. Кикоин, Г.С. Ландсберг, Л.И. Мандельштам и ряд крупных учёных более молодого поколения - Б.М. Вул, И.И. Гуревич, Б.К. Вайнштейн, Л.А. Вайнштейн, И.С. Шапиро С. Э. Хайкин, И.М. Франк, А.И. Китайгородский, С.В. Фалькович, Л.С. Лейбензон, В.И. Векслер, В.Л. Гинзбург, Я.Б. Зельдович, А.Б. Мигдал, И.Я. Померанчук, Б.М. Понтекорво, А.И. Лейпунский, М.А. Марков, А.М. Поляков и др.

Если в медицине и ряде областей промышленности и культуры снятие евреев со своих постов проходило достаточно интенсивно, то в области точных наук, особенно в областях физики, химии и математики этот процесс несколько замедлялся необходимостью скомпенсировать отставание от Америк в производстве оружия массового уничтожения. Советское руководство понимало, что без этих людей обойтись невозможно.

Tags: Блог Альберта Шамеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments