А.Шамес (a_r_on) wrote,
А.Шамес
a_r_on

О первом бойце еврейского квартала

Израиль. Альберт Шамес mail : felixsh1@zahav.net.il
Полжидык!
Погромы никогда не возникали спонтанно. Во главе, как правило - пьяной тол-пы, всегда вышагивал заводила, то ли с хоругвями - символом православия, или в государственный праздник - с царским портретом. Нельзя сказать, что каждое, та-кое нашествие, обязательно заканчивалось разбоем! Иногда это было просто де-монстрацией силы, и тогда евреям было достаточно, закрыть окна ставнями и взять двери на запор. А вот как евреи узнавали о грозном характере, предстояще-го налета, так это только по мощной фигуре квартального городового, который в случаях реального погрома на подконтрольный ему квартал, исчезал - прямо с утра, так как был, по этому случаю, заранее оповещен начальством! Но если начальство не предупреждало, то квартальный надзиратель - никакого баловства не допускал, вплоть до того, что отправлял смутьянов - в каталажку! За это евреи, его сильно уважали, хотя за глаза и называли - Пашкой.
Паша, был очень крупным мужчиной, из отставных гвардейцев, и старательно соблюдал, привитые ему в армии, правила гвардейского этикета, где не было принято, на людях, ругаться и причинять рукоприкладством - обиду нижним чи-нам, ибо сам государь – император состоял в качестве полковника, при этой, при-вилегированной части! Там же Пашу, слегка научили чтению и письму, чем толь-ко обострили - его природную любознательность. Ну, а в качестве городового, имея склонность к языкам, он довольно быстро выучил идиш , как впрочем, польский и украинский, которые в городе детства моих родителей, всегда были во всеобщем употреблении!
В то же время, там жил добрый карлик, неимоверно кривоногий с большой, несуразной головой и короткими ручками, у которого, как и у всех нас, навер-ное, были свои - имя и фамилия, но еврейская улица, его знала по кличке - «Полжидык», на что он не обижался, тем более, что первым - так его назвал именно Паша, его признанный приятель, с которым он водил, не всем , со стороны понятную, дружбу. И было достаточно, их увидеть рядом, чтобы это прозвище, само по себе - просилось на язык, ибо на полноценного «жида», этот карлик явно не тянул!
Полжидык , снимал небольшое помещение, которое раньше служило хранили-щем продуктовых товаров, для магазина, расположенного напротив. Но, торговую точку прикрыла полиция, так как там, по одним слухам - приторговывали контра-бандой, а по другим - прятались в подсобке «бомбёры», то бишь - террористы! Так что к моменту появления в городе карлика, все, уже протухшие товары были конфискованы, и по дешевке проданы на прокорм заключенным, в местную тюрьму, где кстати, уже сидел - их прежний владелец, очень серьезный и благооб-разный еврей.
И надо заметить, что двери склада были из двух высоких половинок (амбар-ного типа), что позволяло новому хозяину въезжать во внутрь - прямо на малень-кой тележке, запряженной такой же, миниатюрной лошадкой. Как вы уже навер-ное догадались, Полжидык был старьевщиком, то есть промышлял на ниве втор-сырья, и по этому, в одном из углов его обиталища, была устроена импровизиро-ванная конюшня, а рядом с ней - небольшая мастерская, где этот человек масте-рил из дерева свирели, на которых, мог воспроизвести - любую мелодию, а из глины создавал забавные свистульки, для детей. И все это предназначалось, для обмена на товар.
Бывший склад отличался еще и тем, что там на стенах, по периметру, бук-вально, под самый потолок, были закреплены широкие полки, и в одной, такой ячейке - карлик устроил, для себя, постель, а остальные емкости были забиты вся-ческим хламом, за исключением одного отсека, заполненного старыми книгами, которые он тоже выменивал, но никогда не сдавал, как макулатуру! А для того, чтобы познать их содержание - он самостоятельно выучился чтению на русском языке, и потом вечерами, с огромным удовольствием, пересказывал прочитанное, в вольном переводе на идиш - местным ребятишкам. Пашка знал об этих посидел-ках и довольно часто захаживал в гости, где с трудом разместившись на хозяй-ском топчане, мог часами слушать, только изредка уточняя, непонятные ему обо-роты речи! Особо, он обожал статьи из энциклопедии - источник самых невероят-ных (по тем временам), знаний.
Но этот, столь мощный водопад - непривычной информации, сыграл с Пашей злую шутку. Ошарашенный существованием множества других религий, этот любо-знательный мужик не мог ни пойти, за разъяснением, к местному батюшке, но был, тут же приговорен - к немедленному покаянию, за сомнения в своей, и ра-зумеется - истинной, вере! А вот местный раввин, его спокойно выслушал, а затем сказал.
- Вы интересуетесь, зачем столько религий, если бог один? - Икнул ребе, после плотного обеда, - так представьте себе, господин городовой, что и мы с вами то-же, не очень - то похожи, но конечная станция, для нас одна! Там и разберемся! Одно скажу, там спросят не за веру, а насколько вы - человек!
-Получается, что и безбожник, но хороший человек, может тоже попасть в рай, - медленно соображает Паша…
-Что значит безбожник, - перебил его ребе, - если он хороший, то значит живет по заветам Творца! Вот вы Паша - представляете большую власть, но наш квартал ни разу не видел, чтобы вы доставали шашку, или стреляли из револьвера, как это делал - прежний околоточный. И тем не менее, вас уважают, даже такие махеры, по которым давно уже плачет Владимирский тракт! И я это понял, когда мне вернули часы, которые сперли, прямо в толпе у синагоги, и заметьте, еще очень просили меня - вам об этом рассказать!… И когда Полжидык однажды при-шел помолиться, за специально за ваше здоровье! Мы только тогда узнали, что он таки еврей, но главное в том, что его молитву, поддержала вся синагога. И знае-те, уважаемый, чего он просил там, наверху? Он просил, чтобы вы, прямо ска-жем - пожилой человек, пережил его - молодого! Дай - то Б-г, чтобы и мне поже-лали, хоть что ни будь похожее!
-А шо я такого сделал? - Искренне удивился Паша…
- Можно сказать - ничего, - хмыкнул раввин, - но без вас, его бы забили камнями…
-Ах это, - припомнил городовой, - так ведь мимо проходил…
-Так ведь не прошел! - И раввин, от избытка эмоций, вознес обе руки вверх.
А Паша, после той беседы с раввином, настолько растрогался, что уже сле-дующим утром, пришел в гости к карлику, и протянул ему старый, давно уже конфискованный, револьвер.
- Ты вот чего парень! – Сказал он, - я не всегда буду рядом, а народ здесь ли-хой, так что почисть его, чтобы сошел за настоящий… А то, что барабан не вер-тится и курок без пружины, то кому об этом надо знать?! Для пущего страху, я вставил туда новый патрон… Так ты с ним осторожнее! Тереть лучше кирпи-чиком, а потом промыть керосином… И загодя - никому не показывай… Тогда он, в момент , сработает как надо! Ну, а если спросят - откуда, то скажи, что выменял на свистульку у пацанов, как железо!
Карлик , в ответ только улыбнулся, поблагодарил приятеля за подарок, и они расстались до вечера.
Что же касается прошлого Полжидыка, то в юном возрасте - он остался сиро-той. После долгого периода бесприютного бродяжничества, его подобрал передвиж-ной цирк. Где он, собственно, и вырос! Да и карьера циркача, ему вовсе не претила! Он мог бы и дальше потешать публику, своим мастерством канатоходца и жонглера, но вот только - не за счет своего уродства. В этом маленьком, нека-зистом теле, каким – то образом уживалось достоинство, по - настоящему гордого человека, и при всех своих - малых возможностях, он никогда не позволял себя унижать! А жлобов хватало и в цирковой среде, и среди публики. И один из инцидентов - завершился тем, что Полжидык был вынужден, податься в бега! Ди-ректор цирка, взамен выходного пособия, подарил ему старенькую лошадку и ту самую тележку, которая осталась от давно забытого номера. Вот и вся предысто-рия его появления , в украинском городке!
Я уже упоминал, что Паша, вполне сознательно, выступал в качестве тревож-ного маяка! И когда, он с утра, куда - то исчез, то местный врач ( ему это бы-ло вполне удобно), тут же поспешил навестить городового, и им было достаточ-но обменяться взглядами, чтобы доктор, сразу поспешил в синагогу, с очень срочной и неприятной вестью! И тут же начиналась - тихая паника! В семьях прятали ценные вещи, а молодежь, дети и женщины - отправлялись подальше к родственникам и друзьям, кто на извозчике, а кто и пешочком, стараясь не при-влекать к себе излишнего внимания . Вскоре, на месте остались одни старики, в привычном качестве - живого намека, на совесть - погромщикам. Иногда, это помо-гало! Ибо, не каждый способен, в присутствии хозяев, стащить у них последнее… Ведь, под каким бы флагом, ни выступал погром, он всегда завершается поваль-ными грабежами. Не случайно же, во втором эшелоне погромщиков, всегда следо-вали мужики на телегах! И на этот раз, впереди возбужденной толпы, шел то ли священник, то ли монах с иконой, а за ним еще кто – то, с царским портретом… И когда вся толпа - втянулась в квартал, то кто-то лихо свистнул - и понес-лось!
Подвал Полжидыка - привлек внимание своими широкими воротами, и на них сразу же - обрушились топоры, хотя в этом не было никакой надобности, так как хозяин был - внутри, и следовательно, замок отсутствовал. Когда бандиты это осознали, то безбожно матерясь, ворвались во внутрь, и в поисках спрятанного, ев-рейского золота, прощупали каждый уголок, опустошили погреб и даже сорвали доски пола! И, чем дольше длились безрезультатные поиски, тем больше росла их злоба, и в бессильной ярости от напрасных хлопот, один из хулиганов под-скочил к лошадке, и ударил ее по голове обухом топора ! Та, сразу же, свалилась назем! Полжидык, до этого безучастно сидевший на своей постели, медленно встал на ноги и не спеша, направился к бандиту.
- Зачем ты так лошадку ? - Спросил он тихо, глядя снизу вверх , -но бандит толк-нул его ногой в грудь, а потом еще и придавил ею к полу.
- Таке сране жидовня, а тож мае слово, - и он плюнул карлику в лицо, но в тот же момент раздался выстрел. Подонок упал, извиваясь от боли, а его дружки, ни секунды не колеблясь, зарубили беспомощного еврея …
Весть о случившемся, мгновенно облетела округу. Погромщиков, как рукой сме-ло. А Паша, сразу поспешивший на место происшествия, обнаружил только два мертвых тела.
Хоронили Полжидыка - всем обществом! Иудеи, православные и католики. Паша шел вместе со всеми, и думал о том, что молитва Полжидыка, таки дошла до еврейского бога, и что этот маленький человечек был единственным, кто оказал погромщикам настоящее сопротивление, в то время, как он сам, сказался боль-ным… И еще он недоумевал, каким это образом, тот револьвер, таки сумел вы-стрелить. Но разве он знал, что цирковые - мастера на все руки?! А еще он вспом-нил, как его инструктировали перед этой службой: « Евреи, дескать, что золотые куры, - сказал ему жандармский офицер, - их можно потрошить живьем и по многу раз, но знай меру - бери по чину! Ты здесь не один!»
А еврейская молодежь, после того случая, создала группу самообороны, которая существовала, вплоть до их мобилизации в Красную Армию. И пока они, на да-леких фронтах, защищали Страну Советов, другие красноармейцы, шерстили евре-ев на предмет того самого, мифического золота! И снова в квартале лилась не-винная кровь! Революции нужны были средства, и вместо черной сотни - эстафету приняла ЧК.
Tags: блог Альберта Шамеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments