А.Шамес (a_r_on) wrote,
А.Шамес
a_r_on

Максим Горький. О евреях. Часть 2.

Максим Горький. О евреях . Часть 2.                                   

   "Иудаизм повелевает относиться с уважением к жизни, здоровью, силам и добру ближнего."

   Я - русский человек, когда я наедине сам с собою спокойно рассматриваю достоинства и недостатки мои, мне кажется, что я даже преувеличенно русский. И я глубоко убежден, что нам русским, и есть чему и следует учиться у евреев.

   Например,   седьмой   параграф    "Принципов   еврейского   учения    о нравственности" говорит:

   "Иудаизм повелевает: почитать труд, принимать участие личным физическим или духовным трудом в деятельности общественной, искать жизненных благ в постоянстве труда и творчества. Он требует поэтому ухода за нашими силами и способностями, совершенствования их и деятельного применения. Он запрещает поэтому всякое праздное, не основанное на труде удовольствие, праздность в надежде на помощь других".

   Это прекрасно, мудро и как раз то самое, чего недостает нам, русским.

Если бы мы умели воспитывать наши недюжинные силы и способности, если бы хотели деятельно применять их в нашей неустроенной, нечистоплотной жизни, страшно засоренной всяческой праздной болтовней и доморощенной философией, которая все больше и больше насыщается весьма неумной заносчивостью и ребячливым хвастовством!.. Где-то в глубине души русского человека - все равно барин он или мужик - живет маленький и скверный бес пассивного анархизма, он внушает нам небрежное и безразличное отношение к труду, обществу, народу, к самим себе.

   Я уверен, что мораль иудаизма очень помогла бы нам побороть этого беса, если мы хотим побороть его.

   В ранней юности я прочитал - не помню где - слова древне-еврейского мудреца - Гиллеля, если не ошибаюсь:"Если ты не за себя, то кто же за тебя? Но если ты только для себя - зачем ты?"

   Смысл этих слов показался мне глубоко мудрым, и я истолковал его для себя так: я должен сам действительно заботиться о том, чтобы мне жилось лучше, я не должен возлагать забот о самом себе на чужие плечи. Но если я   стану заботиться только о себе, только о моей личной жизни - эта жизнь будет бесполезна, некрасива и лишена смысла.

   Это очень крепко въелось в душу мою, и я уверенно говорю - мудрость Гиллеля была крепким посохом в пути моем, неровном и нелегком. Трудно сказать с точностью, чему обязан человек тем, что устоял на ногах во дни бурь, душевного отчаяния, на запутанных тропах жизни, но я повторяю - Гиллель нередко помогал мне своею ясною мудростью.

   Я думаю, что еврейская мудрость более общечеловечна и общезначима, чем всякая иная, и что не только вследствие древности, вследствие первородства ее, но и по силе гуманности, которая насыщает ее, по высокой оценке ею   человека.

   "Истинный Шекинах есть человек!", - сказано у евреев; это очень дорого мне, я считаю это высшей мудростью, потому что убежден: до поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на планете нашей, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.

   С этим убеждением я вошел в мир, с ним уйду из него и, уходя, буду непоколебимо верить, что когда-то мир признает: Святая святых – человек!

Это невыносимо видеть, что люди, сотворившие столько прекрасного, мудрого, необходимого миру, живут среди нас, угнетенные исключительными законами, которые всячески ограничивают их право на жизнь, труд, свободу.

  Нужно - потому что справедливо и полезно - уравнять евреев в правах с русскими; это нужно сделать не только из уважения к народу, который так много послужил и служит человечеству и нам, но из нашего уважения к самим себе.

   Следует торопиться с этим простым человеческим делом, ибо вражда к евреям растет у нас на Руси, и если мы не попробуем теперь же остановить рост этой слепой вражды, она отразится на культурном развитии нашей страны пагубно.

Надо помнить, что русский народ слишком мало видел хорошего и потому очень   охотно   верит   во   все дурное,   что   нашептывают   ему человеконенавистники. В русском мужике не заметно органической вражды к еврею, напротив - он обнаруживает особенное внимание к религиозной мысли Израиля, обаятельной своим   демократизмом.   Насколько помню   -   секты иудействующих существуют только в России и Венгрии. У нас за последние годы субботничество и "Новый Израиль" развиваются очень быстро. Однако, несмотря на это, когда русский мужик слышит о гонениях на евреев, он говорит с равнодушием восточного человека: «Невиноватого - не судят, не бьют».

  Уж ему-то надо бы знать, что на святой Руси слишком часто судят и бьют невиноватых, но его представления о правом и виноватом издревле спутано, чувство несправедливости слабо развито в его неясной душе, искаженной татарщиной, боярщиной и ужасами крепостного права.

   Деревня   не   любит людей беспокойных,   даже и тогда, когда это беспокойство выражено в стремлении к лучшей жизни. Мы все - очень восточные люди, мы любим покой, неподвижность, и бунтарь, даже если это Иов, восхищает нас только отвлеченно. Люди шестимесячной зимы, туманных мечтаний, мы любим красивые сказки, но желание красивой жизни не развито у нас. И когда в плоскости ленивой нашей мысли является что-то новое, беспокоящее, - мы заботимся не о том, чтобы принять и доверчиво изучить новое а чтобы поскорее загнать его в темный угол души и похоронить там, - пусть не мешает привычному прозябанию в бессильных надеждах, сереньких мечтах.

   Кроме народа, есть еще "чернь" - нечто внесословное, внекультурное, объединенное теимным чувством ненависти ко всему, что выше его понимания и что беззащитно. Я говорю о той черни, которая - у Пушкина - определяет сама себя такими словами:

   "Мы малодушны, мы коварны.

   "Бесстыдны, злы, неблагодарны,

   "Мы сердцем хладные скопцы,

   "Клеветники, рабы, глупцы".

  "Чернь" и является, главным образом, выразительницею зоологических начал таких, как юдофобство.

   А евреи беззащитны, и это качество особенно пагубно в условиях русской жизни. Достоевский, глубоко зная русскую душу, не однажды указывал, что беззащитность возбуждает в ней сладострастное влечение к жестокости, к преступному. За последние годы на Руси развелось довольно много людей обученных думать что они - самые лучшие люди на земле и что враг у них - инородец, и прежде всех - еврей.

   Этих людей долго и настойчиво убеждали в том, что все евреи - беспокойные люди , забастовщики, бунтари. Потом их осведомили, что евреи любят пить кровь ворованых мальчиков. В наши дни им внушают, что евреи Польши - шпионы и предатели.

   Если вся эта проповедь ненависти не принесет плодов кровавых и позорных, то только потому, что столкнется с равнодушием русского народа к   жизни и исчезнет в этом равнодушии, разобьется о китайскую стену, за которую спрятан наш, все еще неразгаданный народ.

   Но   если   это равнодушие будет возмущено усилиями   проповедников ненависти, - еврейство встанет перед руссим народом, как племя, обвиненное во всех преступлениях.

   И не впервые еврей будет поставлен виновником всех бед русской жизни, он уже не однажды являлся козлом отпущения за грехи наши, уже платил имуществом и жизнью за то, что помогал нам в судорожном нашем стремлении к свободе.

   Я думаю, не надо напоминать о том, что наши "освободительные движения" странно заканчивались еврейскими погромами.


Tags: Блог Альберта Шамеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments