А.Шамес (a_r_on) wrote,
А.Шамес
a_r_on

Интересно. Часть 1.

Альберт Шамес mail:felixsh1@zahav.net.

Интересно.  Часть 1.     

Израильская компания HealthWatch Technologies одной из первых в мире реализовала на практике идею «одежды будущего», способной следить за состоянием здоровья человека и передавать жизненно важную информацию врачу в режиме реального времени. Датчики пульса, артериального давления, сердечного ритма и температуры тела вплетены прямо в ткань футболок hWear; «умная» одежда регистрирует также повышенное потоотделение и падения пациента.      Футболки hWear, уже получившие одобрение FDA и аналогичного европейского органа, способны снимать электрокардиограмму в пятнадцати отведениях — их ношение заменяет холтеровскую электрокардиографию. И самое невероятное: это чудо можно стирать в стиральной машине вместе с обычным бельем.    В рекламе «умной» одежды на сайте компании говорится, что чудо-футболки идеально подходят для людей, недавно перенесших инфаркты, для находящихся в стационаре пациентов, для пожилых людей, ведущих активный образ жизни — и просто «для спокойствия души» всех, кто подозревает у себя какие-то проблемы со здоровьем. Параллельно с одеждой тель-авивская компания создала специальное программное обеспечение, позволяющее собирать информацию и посылать ее на смартфон владельца или врача. Этим летом компания продемонстрировала свою продукцию на ежегодной конференции Американской Ассоциации телемедицины (АТА). Гендиректор HealthWatch Ури Амир подчеркнул, что одежда hWear, в отличие от изделий других фирм, способных только регистрировать частоту сердечных сокращений, представляет собой настоящий медицинский прибор, фиксирующий важнейшие жизненные показатели — включая правильность сердечного ритма и ишемические изменения на ЭКГ.

Люди глупы... кроме вас, конечно...

За это открытие израильский ученый, Даниэль Канеман (Daniel Kahaneman), работающий, как вы уже догадались, в США, получил Нобелевскую премию по экономике за 2002 г.

В ходе ряда точных научных экспериментов Канеману удалось доказать, что в своей повседневной жизни большинство людей не руководствуются здравым смыслом. Даже профессора математики в обычной жизни редко прибегают к элементарным арифметическим операциям.

Канеману впервые удалось ввести в экономику понятие человеческого фактора, объединить в единую науку психологию и экономику. До него экономисты диву давались — почему рассчитанные ими модели дают внезапные сбои, почему люди ведут себя не так, как им положено по теории?  Почему вдруг падает биржа или почему вдруг люди бросаются в банк изымать вклады, менять одну валюту на другую?

Самое интересное, что лауреат Нобелевской премии по экономике никогда экономике не учился, а всю жизнь занимался психологией.  В данном случае — психологией выбора повседневных экономических решений.

Все экономисты до Канемана, начиная с Адама Смита, делали одну и ту же ошибку — они предполагали, что человек руководствуется элементарной логикой и собственной выгодой — покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле.

Исследования Канемана показали, что все не так просто.  Люди, оказывается, не хотят думать.  Они руководствуются не логикой, а эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т.д.

Вот пример.  Оказывается, если снизить цену, то товар вовсе не обязательно начнут быстрей раскупать.  Некоторые подумают, что это просто уценка товара из-за плохого качества.  То же самое — если цену повысить, люди подумают, что им предлагают товар лучший, чем раньше.

Экономисты до Канемана наивно полагали, что если человеку, работающему сдельно, повысить расценки, он станет лучше работать. Оказывается, далеко не всегда.  Одни — да, действительно лучше.  Другие — так же:  зачем выкладываться, если при прежней производительности они все равно получат больше, чем раньше?  Третьи — станут работать медленней, чтобы получать столько же, сколько раньше, при меньших затратах труда.

Рассуждения экономистов до Канемана напоминали рассуждения ученых до Галилея. Ведь в течение тысячелетий все великие умы предполагали, что тяжелый предмет, сброшенный с высоты, быстрее долетит до земли, чем легкий.  Дети сегодня тоже так считают.  Тысячи лет это принимали на веру, и никому до Галилея не пришло в голову проверить это.  Каково же было удивление Галилея, когда он установил, что деревянный и железный шар, сброшенные с Пизанской башни, долетают до земли за одно и то же время.

Итак, по Канеману, в своей повседневной жизни люди не руководствуются элементарной логикой и элементарной арифметикой.

Я решил это проверить.  Пойти, так сказать, по пути Галилея.  Иерусалимская улица Агрипас.  По одну сторону — базар Махане Иегуда.  По другую — ряд магазинов.
В магазине продают яйца.  Упаковка из 10 яиц стоит 12 шекелей.  Напротив, на базаре, тоже продают яйца.  Упаковка из 30 яиц стоит 18 шекелей.  Задача для школьника первого класса — в магазине яйцо обходится в 1,20, на базаре — 0,60.  Ровно в два раза дешевле. Покупая один лоток яиц в магазине, человек проигрывает 6 шекелей.  Покупая два лотка — 12.  Я встал у магазина и задавал покупавшим яйца один и тот же вопрос — зачем вы это сделали?  Разве вы не видите, что через дорогу — вдвое дешевле?

Ответы распределились следующим образом:

1. Пошел ты… — 75%
2. А какое твое дело?  Где хочу, там и покупаю — 75%
3. В магазине яйца лучше.  (Яйца одинаковые, я проверял) — 8%
4. Да какая разница? Буду я мелочиться? — 6%
5. Я всегда все покупаю в этой лавке.  Мне так удобнее — 9%
То, что ответы в сумме составляют больше 100%, означает, что один человек мог дать несколько ответов.

Лицам, ответившим по п.4, я предлагал:  - Купив два лотка яиц в магазине, вы проиграли 12 шекелей.  Если для
вас эта сумма не имеет значения, дайте мне еще такую же сумму.  Ответ на это предложение — см. п.1

Вот еще примеры, подтверждающие, с моей точки зрения, теорию Канемана.
Человек идет в ресторан и платит за стейк 100 шекелей.  Тогда как кило точно таких же стейков в магазине — 25 шекелей.  Пять штук.  Разница — в 20 раз!  Купленый стейк нужно лишь сунуть в духовку.  Для многих, видимо, это слишком большой труд.  Люди стоят в очереди в ресторан.  А из этого ресторана выносят еду в лотках в бесплатную столовую через дорогу.  Где все то же самое дают бесплатно…

Канеман прав.
Оказывается, что анекдот:  «Ты купил этот галстук за 100 долларов?  Идиот, за углом такие же по 200!» — имеет совершенно точное экономическое обоснование. Люди полагают, что если товар дороже, значит, он лучше.
Tags: Блог Альберта Шамеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments