А.Шамес (a_r_on) wrote,
А.Шамес
a_r_on

Category:

Интересное из интернета

Ретрансляция:

Интересное из интернета

Автор: vjzfarnjhbz3 и Альберт Шамес.

ВЕСТНиК.  Нацерет Илита. Интернет-бюллетень ВЫПУСК 1621
Интересное из интернета
Марк Штейнберг
Рыцарь Британской империи.
Трудно сказать сегодня, сколько судов, моряков и грузов дошли благополучно до берега благодаря системе Розенштейна. Но, судя по высоким
наградам союзников, которых был он удостоен, – британский король
даже в рыцари произвел – его система принесла весьма ощутимый
эффект.

«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья…»
Шекспир.

В конце 1943 года резко возросли потери кораблей союзных конвоев – участников
великой эстафеты «Ленд-Лиза», атакованных германскими субмаринами. В
большинстве случаев торпеды рвались, так сказать, не традиционно в бортовой проекции судна, а в районе корабельных винтов. Специалисты пришли к выводу, что у немцев
появилась новая торпеда, каким-то образом притягивающаяся к работающим винтам
корабля. Однако ни усилия разведки, ни старания торпедоловов успеха не принесли.
Узнать сумели только шифрованное наименование торпеды «Т-5». … Но вдруг повезло – в январе 1944 года дивизион советских морских охотников заблокировал в Финском
заливе и потопил немецкую подлодку. Поскольку лежала она на мелководье
сравнительно неподалеку от Кронштадта, было решено субмарину поднять и
отбуксировать на базу Балтфлота. В этом решении, однако, главную роль сыграло вовсе
не мелководье Маркизовой Лужи. Подъем и осмотр потопленной на Балтике субмарины сулил разоблачение секрета немецких торпедоносцев. И едва черный корпус «У-250»
пришвартовали к отдаленному пирсу Кронштадтской базы, рубочный люк был вскрыт и, перешагивая через трупы германских подводников, специалисты-минеры поспешили в
торпедный отсек. Они нашли искомое: на стеллажах покоились две одинаковые
неизвестного типа торпеды. С большими предосторожностями их извлекли из бугельных зажимов и отвезли на минный полигон острова Котлин, где команда пиротехников
главной базы флота приступила к разоружению одной из торпед.Базовые пиротехники,
естественно, были опытнейшими специалистами, имевшими на своем счету не один
десяток выпотрошенных германских и итальянских «рыбок», как они называли
вражеские торпеды. Однако в данном случае им не повезло и 75-килограммовый заряд
тетрила разметал в клочья четырех офицеров: минер ошибается только один раз…А в это время, узнав об «улове» балтийцев, союзники немедленно обратились в самую высокую инстанцию СССР.Оставалась всего лишь одна торпеда и высшее начальство рвало и
метало: дело-то принимало международный резонанс. Поэтому, для разоружения её
спешно сформировали специальную группу из трех виднейших специалистов
минно-торпедного Управления Главного штаба ВМФ: В. Шахновича, О. Брона и
Ю. Саульского. Совершенно ясно, что подбирали команду по признаку высочайшего профессионализма, но, может быть, именно поэтому оказались в ней одни… евреи!
Возглавлять же этих корифеев поручили, так сказать, человеку со стороны. Им оказался директор главного торпедного завода, находившегося в Алма-Ате, Михаил Борисович
Розенштейн. Выбор на него пал не случайно: разработкой и совершенствованием торпедного оружия Розенштейн занимался более 8 лет, с тех пор, когда в 1936-м его назначили директором минно-торпедного завода в городе Большой Токмак. До этого он торпед и в
глаза не видел, понятия об их устройстве не имел, потому как работал авиационным
инженером. Но, как и водилось в те страшные сталинские времена, все начальство
Токмакского завода зачислили во «враги народа». На их место назначили новых, пока
еще не «врагов». Впрочем, через год двоих оставшихся профессиональных торпедистов взяли прямо в цехе. Так что овладевать минно-торпедными премудростями Михаилу
Борисовичу пришлось самостоятельно, как говорится — с листа. Он и овладел – куда
еврею деваться… С началом войны Розенштейн возглавил минно-торпедный завод,
эвакуированный из Ленинграда на Урал. Затем его перебросили в Каспийск, где оказался прежний его же завод, эвакуированный из Большого Токмака. Пришлось, однако, бежать и оттуда, на этот раз в Алма-Ату, куда Михаил Борисович вывез еще и Бакинский торпедный завод. Там обосновались всерьез: немцам до Алма-Аты было явно не дотянуться.
Здесь Михаил Борисович принялся за разработку новых типов минно-торпедного
вооружения. Причем, функционировал он в двух ипостасях: как директор и как Главный конструктор. Его детище – торпеда под шифром «53-38» пользовалась вполне
заслуженной славой у командиров советских подлодок. Розенштейн обрел в их среде
высокий авторитет и звание «Торпедный Бог», а его изделие стали звать «Мишкина
сигара». Говаривали бывалые командиры: «Дал фрицам прикурить от Мишкиной
сигары». Как видим, возглавлять разоружение немецкой новинки Розенштейна
назначили с полным основанием.И ему, да и всей группе с самого начало было ясно:
торпеда имела целый комплекс систем необезвреживаимости и могла сработать от
любого импульса: резкого толчка, сильной вибрации, громкого звука и даже от яркого
луча света. От которого из них сложили головы базовые пиротехники, предположить
было невозможно. Однако интуиция Розенштейна и высокая компетентность его
соратников помогли разгадать, какое внешнее воздействие приводило к срабатыванию
системы необезвреживаемости. После детальнейшего осмотра решили: торпеда
взрывается от яркого света: работает фотоэлемент. Поэтому на полигоне установили
плотную палатку и торпеду перевезли туда ночью. Работали при тусклом освещении
керосиновых ламп. Как выяснилось после расчленения торпеды — угадали правильно:
нашли и фотоэлемент, и световоды, приводившие его в действие.Ну, а потом «Еврейский квартет», как прозвали группу в минно-торпедном Управлении, раскрыл и главный
секрет боевого успеха германской торпеды: она была оснащена комбинированным электромагнитным взрывателем, который срабатывал от системы самонаведения,
реагировавшей на шум работающих корабельных винтов. Это была первая в военно-
морской истории самонаводящаяся акустическая торпеда. Как выяснилось позднее,
она действительно носила шифрованное название Т-5 , а система самонаведения звалась «Амзель». Случай этот лишний раз подтверждает, что германские изобретатели и
конструкторы в создании морских мин, торпед и систем их наведения намного обогнали советских и союзных специалистов. Да и не только в этой области — чего стоили
баллистические и крылатые ракеты, реактивные самолеты, те же «шнорхели» —
устройства, позволявшие немецким субмаринам заряжать аккумуляторы не всплывая на поверхность. Находка группы Розенштейна потребовала немедленных и
экстраординарных мер прежде всего — от союзников, чьи конвои несли все возраставшие потери от этих самонаводящихся торпед. Поэтому описание системы «Амзель» срочно
переправили в Лондон. Больше того — продемонстрировали всю начинку торпеды Т-5
прилетевшим в Питер английским специалистам. Теперь они имели возможность
разработать систему противодействия германскому изобретению. Но и в советском
Главном штабе ВМС решили попытаться найти способ блокирования торпеды Т-5. И
Розенштейн в Алма-Ату уже не вернулся: ему было присвоено майорское звание и введена соответствующая должность в минно-торпедном Управлении, которую он и занял:
главный специалист по самонаводящимся торпедам.Работая почти круглосуточно,
Михаил Борисович меньше чем через два месяца выдал чертежи приспособления,
которое отводило акустическую торпеду в сторону от кильватерной струи и подрывало
мощным радиомагнитным импульсом вдали от корабля. Разработка Розенштейна
опередила аналогичные поиски антиакустических систем в Англии, США и Канаде.
Прослышав об успешных работах Розенштейна, союзники немедленно запросили у
советского руководства чертежи и образцы его системы. В принципе это самое
руководство совсем не склонно было делиться, даже и с союзниками, такого рода
достижениями, как, впрочем, и любыми оригинальными разработками военного
значения. Но в данном случае, речь шла о судьбе корабельных конвоев, которые везли в Мурманск и Владивосток оружие и боеприпасы, автомобили и самолеты, продовольствие и обмундирование. Именно такие суда и становились добычей германских субмарин,
вооруженных акустическими торпедами. Поэтому запрос союзников был встречен
положительно — вмешался лично «величайший… всех времен и народов», к которому и обратились союзные флотоводцы.Трудно сказать сегодня, сколько судов, моряков и
грузов дошли благополучно до берега благодаря системе Розенштейна. Но, судя по
высоким наградам союзников, которых был он удостоен, – британский король даже в
рыцари произвел – его система принесла весьма ощутимый эффект.В конце войны
Розенштейна переключили на техническую разведку германских минно-торпедных
достижений. Были вполне достоверные сведения, что немцы, кроме «Амзели»,
разработали и систему самонаведения по вертикали, а это делало их торпеды
эффективным оружием и против союзных субмарин, следующих в погруженном
состоянии. В последний год войны участились случаи губительных торпедных атак
против этих подлодок, их потери выросли существенно и Розенштейн предполагал, что
немцы применяют именно такие торпеды. Он попросил командование Главного штаба
командировать его на фронт и немедленно выехал туда с двумя офицерами Управления. Двигаясь за передовыми отрядами наступавших танковых корпусов, — (фронтовики
понимают, что это значит!) – они добрались до Вены, где по сведениям агентурной
разведки находился завод фирмы «Минерва – Радио», на котором производилась
система «Амзель». На территории завода еще рвались снаряды, когда Розенштейн со
своими офицерами обнаружил подземный бункер конструкторского бюро и под
стволами автоматов вынудил ошеломленных инженеров выдать все материалы по
системе «Гаер» – той самой, которая и наводила торпеду «Т-5» по вертикали на корабли и подводные лодки союзников. Символично, что когда Розенштейн доставил материалы по системе «Гаер» в Главный штаб, его командование наложило на них высочайший
уровень секретности и не пожелало даже сообщить о добыче Михаила Борисовича
союзникам. Хотя война продолжалась еще более трех месяцев, и у японцев торпеды типа «Т-5» имелись.После войны полковник Розенштейн еще много лет руководил отделом
перспективных разработок минно-торпедного Управления. Его отдел был ключевым в
Управлении, именно здесь рождались самые передовые системы мин и торпед. И, как
правило, генератором идей был начальник отдела. В своей армейской униформе он был
единственной «зеленой вороной» среди черных кителей морских офицеров. Но
переаттестовывать «этого еврея» во флотскую категорию высшее начальство не
стремилось. Тем более — повысить в звании. Хотя, по штату отдел — тем более ключевой! — должен был возглавлять контр-адмирал, что и практиковалось во всем Управлении. Да и в отделе Розенштейна, стоило ему уйти в отставку, воцарился немедленно контр-
адмирал.…После развала СССР «Торпедный бог» безуспешно добивался официального
приравнивания его к фронтовикам. Нет, не почета или славы возжаждал полковник
в отставке Михаил Борисович Розенштейн. Знаков воинской доблести и боевых заслуг в
его орденском наборе было побольше, чем у многих фронтовиков его звания, не говоря
уж о тыловой «крысе» райвоенкоме. Но не давали ведь все эти ордена и даже звание
рыцаря Британской Империи! продовольственного пайка и некоторых других льгот,
положенных фронтовику. А славой единой сыт не будешь……Один стандартный
американский транспорт класса «Либерти» имел тоннаж 10 000 тонн. Естествественно,
сегодня не узнать, сколько таких кораблей, которые везли в СССР оружие и
продовольствие, спасли от гибели антиакустические системы Михаила Розенштейна. И
если неспособна оказалась Россия прокормить славного «торпедного бога» — Рыцаря
Британской Империи, может, стоило ему попросить милостыни у Королевы Елизаветы?

E «Вестник» не несет ответственность за стиль и содержание материалов, полученных из внешних источников. Авторские материалы
предлагаются читателю без изменений и добавлений. SН 
Без вирусов. www.avast.ru

Tags: Блог Альберта Шамеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments